Обзор и опыт эксплуатации портативного усилителя MyST PortAmpИтак, в течении последних полутора месяцев я имел удовольствие пользоваться этим замечательным устройством. За время нашего знакомства у меня появились вполне определенные мысли насчет него, которые я и хочу изложить здесь.
Встречаем по одежке.Внешний вид усилителя довольно скромен. Небольшой (70х60х19) корпус с полукруглыми боками удобно лежит в руке, кармане, сумке и т.д. усилитель брутален, увесист, внушает уважение и не кажется игрушкой. Рычажок тумблера непривычно длинный и возникают опасения, не будет ли он цепляться в кармане, но на практике, рядом расположенные джеки прекрасно прикрывают тумблер от случайных касаний. Регулятор громкости вращается плавно, мягко, без хрипов и шуршания.
Есть нарекания к торцевым крышкам корпуса. У них слишком острые кромки. Усилитель легко царапает всё, с чем контактирует и может даже подрать карман одежды. Надеюсь, что это недостаток лишь тесового образца, не предназначенного для продажи. В противном случае, известная фраза «после покупки доработать напильником» становится вполне насущной рекомендацией.
На задней стенке находится разъем miniUSB для зарядки аккумулятора. На передней – два миниджека (IN, OUT), ручка громкости, трехпозиционный тумблер с положениями ON, OFF, CH и три светодиода разных цветов (зеленый – ON, красный – батарея разряжена, желтый – зарядка). В положении тумблера СН теоретически должна идти зарядка, однако желтый светодиод горит во всех трех положениях тумблера и непонятно, заряжается ли аккумулятор так же во всех трех положениях или индикатор показывает лишь подключение питания, а не зарядку. Так же непонятно питается ли усилитель от USB, при его подключении или продолжает расходовать заряд аккумулятора. Очевидно, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно экспериментировать. Я экспериментировать не стал и заряжал усилитель в положении тумблера СН. По окончании процесса, желтый индикатор гаснет, что, видимо, означает, что аккумулятор автоматически отключился. Так что на ночь оставлять заряжаться не страшно.
Кстати от одной зарядки усилитель работает не так уж и долго. Часов 8-9. Но это и не удивительно, учитывая небольшие габариты устройства и то количество энергии, которое оно выдаёт в нагрузку.
Физическая подготовка.Усилитель легко способен принять на вход даже очень мощный сигнал в десятки мВт (например линейный выход плеера Teclast T51). А приняв его, он усиливает в N раз без каких либо искажений, просадок и т.д.
Выход усилителя силен. Очень силен!!! Возможно это один из самых мощных портативных усилителей на рынке, особенно учитывая его низковольтное питание. Производителем было заявлено 1500 мВт на любой нагрузке, чего достаточно для раскачки практически любых наушников, как низкоомных, так и высокоомных, в том числе и ортодинамики с маленькой чувствительностью. Кстати всеядность аппарата поражает. Он умудряется одинаково хорошо контролировать нагрузку с любым сопротивлением, даже не завися от её ИЧХ (импеданс-частотной характеристики). Наушники, которые в следствии непростой своей ИЧХ на других источниках звучат глухо/ярко/пресно/сибилирующе и т.д., на PortAmp’е звучат совершенно ровно с прекрасной проработкой полного диапазона частот.
Простые примеры:
Sleek Audio SA-6 считаются довольно ровными, несколько сч/нч-ориентированными наушниками с не яркими ВЧ, что обусловлено их ИЧХ, демонстрирующей плавное повышение сопротивления от 25 на НЧ до 300 Ом на ВЧ. Этот темноватый характер сохраняется абсолютно на любых источниках, вплоть до топовых aleXmod и HM-801 и даже DAC OCU 1866. И только с PortAmp'ом Слики демонстрируют настолько полноценный, яркий, наполненный воздухом звук, что легко могут поспорить в этой области с такими моделями, как DBA-02 или Re0, но при этом не в ущерб НЧ-диапазону.
Двухполосные арматуры Fisher Audio DBA-02 считаются наушниками с некоторым избытком сибилянтов на стыке СЧ и ВЧ. Сделаю предположение, что виной тому является провал ИЧХ на границе стыка частотных полос. Практически на любых источниках сибилянты довольно сильно выражены и с ними борются различными ухищрениями, вроде установки дополнительных фильтров. С PortAmp’ом в их звучании абсолютно нет никаких сибилянтов!!! В высшей степени чистые и свободные от всяческих паразитных искажений ВЧ! Я делаю вывод, что для усилителя провал ИЧХ наушников так же не является какой-либо проблемой, способной повлиять на контроль нагрузки или нарушить тональный баланс.
Должен признать, что такого свойства я не встречал до сих пор ни в одном усилителе.
Слушая музыку.О данном устройстве сложилось мнение, как о совершенно прозрачном, ровном усилителе, не привносящем в звук никакой отсебятины. Это верно отчасти. Усилитель всё же имеет свой характерный подчерк в подаче звука. В нем много драйва, энергии, но энергия эта позитивная. Нет тёмного давящего баса. НЧ низки, быстры и прекрасно собраны, но не доминируют, не маскируют собой остальной диапазон. Серединка без нареканий, крайне музыкальная и детальная. ВЧ очень острые, детальные, но им несколько не достает рафинированности. В целом звучание усилителя яркое, ясное, наполненное воздухом, дыханием, прозрачное, детальное и весьма драйвовое с прекрасной атакой. Это далеко не мониторная ровность, а очень мелодичное и увлекательное звучание.
С усилителем звук не теряет деталей. Хотя острые и подчеркнутые атаки несколько отвлекают внимание от послезвучий, ревербераций. Благодаря хорошей проработке самых низких НЧ, отпадает необходимость форсировать мидбас, поэтому в звуке нет искусственной «мясистости».
Must have или «собаке пятая нога»?Часто на форумах встречаются вопросы вроде такого: «Есть ли смысл мне покупать усилитель к плееру ХХХ и наушникам YYY? Как измениться звучание?». Попробую разобраться есть ли смысл в PortAmp'е.
Вариант 1 – массовые плееры. Как правило они обладают совершенно немощными выходами на наушники, не способными контролировать низкоомную нагрузку и раскачивать высокоомную. Для требовательного меломана, обладающего хорошими наушниками в таком случае усилитель будет весьма кстати. Другое дело, что такой потребитель вряд ли купит массовый бюджетный плеер. Да и на максимум своих возможностей усилитель не раскроется, т.к. качество звука будет ограничено посредственным ЦАПом плеера и не менее посредственным линейным выходом. С некоторой натяжкой посоветовал бы данный усилитель к уже винтажным HDD-плеерам, таким как iRiver H-120/140, Cowon X5, Sony HD-5 и подобным, или современным, вроде старших Sony, Cowon, Samsung и iPod, если есть проблема совместимости со сложной нагрузкой. Качественный прирост конечно тоже будет, но источник будет ограничивать возможности усилителя, выступая слабым звеном, а значит покупка будет оправдана не на все 100%
Вариант 2 – некоторые HiFi плееры и рекордеры среднего класса, например Teclast T51, HiSound Rocoo, Rio Karma, Kenwood Media KEG и т.д. Многие из них уже имеют неплохой усилитель, способный хорошо раскачать среднестатистические наушники, но пасующий со сложной нагрузкой в виде, например, многодрайверной арматуры со сложной ИЧХ или высокоомных мониторов с низкой чувствительностью. Именно для таких проблемных связок PortAmp крайне желателен, т.к. не имеет проблем с любой сложности нагрузкой. Да и ЦАПы подобных источников более качественные, нежели в массовом секторе и приобретение не самого дешевого усилителя вполне имеет смысл. В этом случае оправданность покупки очень высока.
Другая рекомендация – если вас не устраивает слишком темный тональный баланс связки или имеют место искажения в виде яркости или сибилянтов, а наушники используются не дешевые, менять которые выйдет дороже, чем приобрести усилитель (частая промашка при покупке «по отзывам» через интернет). Например Teclast T51 в оригинальном варианте прекрасно справляется с динамическими наушниками, но плохо работает с арматурой. Ему подобный усилитель крайне рекомендован. Если же ваш T51 имеет модифицированный усилитель на AD8397 (Storb mod), то качество звука с усилителем и без него вполне сопоставимое и различается в основном только характером (есть, конечно, разница и качественная, но слышно её лишь на топовых наушниках). На динамических наушниках вообще нет никакой разницы, а, например, с такой арматурой, как SA-6 есть некоторое смещение звучания плеера в сторону мощных и динамичных НЧ и довольно яркой середины, тогда как усилитель делает звук светлее, объемнее, воздушнее. Разница исключительно вкусовая.
Вариант 3 – топовые плееры, такие как HM-801 или aleXmod. В принципе усилители, встроенные в них по качеству не уступают PortAmp’у. разница в звучании с усилителем и без него, может быть лишь вкусовой и отличаться будет не существенно. Смысла, покупать к таким источникам дополнительный портативный усилитель, нет. Тут скорее будет полезен стационарный усилитель более высокого класса, при работе с серьезными полноразмерными наушниками.
Итого:Весьма достойный усилитель с прекрасным звучанием, титанической мощностью, строжайшим контролем любой нагрузки. Приятный внешне, но без лишнего лоска. Есть несколько минусов, среди которых неаккуратная обработка кромок корпуса, малое время работы, непонятная индикация заряда. Однако тестовый экземпляр – по сути один из первых опытных образцов, не предназначенный для продажи. Вероятно в продажных экземплярах подобные минусы учтены.
Настоятельно рекомендую послушать это устройство. Возможно, послушав, вы не сможете не приобрести его