В качестве предисловия.

Я не хотел называть данную рубрику "Часто задаваемые вопросы (F.A.Q.)" потому, что, далеко не все вопросы, которые мне задают повторяются часто. Но вот ответы на них приходится давать достаточно регулярно, так как они часто затрагивают некие принципиальные моменты мира аудиотехники, о которых поговорить стоит.

Конечно, большая часть вопросов и ответов будет касаться портативного (или вернее сказать – персонального) аудио, но, думается мне, вполне могут быть переосмыслены и в рамках стационарного аудио.

Вопросы для рубрики буду отбирать как из своего личного опыта общения, так и по результатам опроса в нашей группе в ВК. Если вы хотите задать свой вопрос – переходите в группу и следите за новостями.

(Из комментариев к опросу).
Эквалайзер. Насколько корректно его использовать и чего можно добиться с его помощью.


Тема эквалайзеров, после того как тема качественного звука переросла в тему конченной аудиофилии, стала чем-то вроде "табу" среди меломанов. Причём, что странно она таковой стала даже среди обычных меломанов, которые не склонны к избыточным тратам и не страдают особо тяжёлыми формами аудиофилии.

Имею в виду, что человек может не верить в волшебные и дорогие провода, но тем не менее предпочитает докупить "доступный, но хороший провод", потратив на это от 7 до 20 тысяч, вместо того, чтоб сдвинуть пару ползунков эквалайзера. Абсолютно бесплатно и с более прогнозируемым результатом.

И это ещё хороший вариант. Бывает, что пользователь вынужден менять целые компоненты типа колонок или наушников стоимостью в сотню – другую тысяч рублей перебирая подобные компоненты в течении многих лет. И всё из-за небольших отклонений тоналки и упёртости в нежелании использовать эквалайзер.


Как я понимаю, "табу" на эквалайзеры были введены на основании того, что они "портят сигнал" и лишают его чистоты и "изначальности". Т.е. вносят какие-то серьёзные изменения в сигнал.

И вообще это действительно так, если мы говорим про дешёвые программные эквалайзеры, которые начинают портить звук сразу после их включения даже без сдвигания ползунков. Такие эквалайзеры действительно сильно искажают фазовые характеристики и на звук влияют не самым лучшим образом.

Но этот случай я не буду рассматривать. Варианты "исправлять звук плохих наушников на дешёвом источнике с помощью поганого эквалайзера" – это несколько за рамками нашей темы. Мы как бы предполагаем использование полноценных и качественных компонентов и софта.

Так вот, я лично не вижу никаких проблем использовать эквалайзер вместо того, чтоб постоянно менять те или иные компоненты. Ведь меняя компоненты, мы пытаемся изменить звук, который нас чем-то не устраивает. То есть делаем практически то же, что и делает эквалайзер.

Так что, как по мне, эквалайзером не просто можно пользоваться, но иногда и нужно.

Но. Как бы не влиял эквалайзер, если им не перегибать в использовании и не стараться сделать из г… конфетку – он имеет влияние точно не больше, чем влияние той конечной электромеханической системы что вы используете на выходе. Я имею ввиду акустики и наушников – самых не совершенных и самых компромиссных компонентов аудиосистем.

Но, как всегда, главное понимать, что как не бывает волшебных компонентов, так и не бывает волшебного эквалайзера. Он не способен исправить все косяки разом и уж точно не способен сделать из плохой атаки хорошую. И конечно, что-то он будет добавлять и от себя.
Так что он не отменяет собой необходимость иметь полноценно качественные компоненты в виде цапа, усилителя или наушников (колонок).
Да и те же провода тоже надо иметь не помоешные. И особенно – с хорошими коннекторами, так как плохой коннектор угробит звук куда быстрее чем "неправильный провод", да так, что ни один эквалайзер или провод не поможет.

Кроме того, стоит помнить, что аудиотехника, особенно колонки и наушники – это кладезь компромиссов и даже в лучших из них есть какие-то проблемки. Но в реально хороших наушниках это что-то вроде небольших локальных провалов и всплесков частотки, которые сами по себе ничего не портят глобально, но могут доставлять "эстетический" дискомфорт. Или не сочетаться с вашими представлениями о "том самом тональном балансе"

И вот именно такие косяки эквалайзером лечатся на ура, позволяя дешёвым методом получать из просто хорошего и качественного звука – лучший! Иногда – близкий к идеально возможному ы нынешней реальности.
Ну или хотя бы такой какой вы хотите слышать в данный момент на данной композиции. Причём делать это в любой момент и без переплаты за каждую попытку.